х

Выездные налоговые проверки проводятся теперь только по веским основаниям

Право на проведение ревизии хозяйствующих субъектов со стороны ИФНС закреплено в НК РФ (ст. 31, п. 1, п. п. 2). В этой же статье указано, что контролирующие органы не вправе инициировать повторные проверки по одному налогоплательщику в один и тот же календарный год или по одинаковым налогам, начисляемым за один период.

На сегодняшний день на повестке дня стоит вопрос совершенствования и оптимизации системы налогового администрирования и контроля, которая выражается, в частности, в сокращении числа проверок до объективно необходимого. Отбор кандидатов производится по результатам аналитической работы, в основу которой положены 12 рисков из Концепции планирования, утвержденной ФНС РФ 30 мая 2007 года.

При отборе кандидатов на проверку ИФНС ориентируется на следующие признаки:

  • налоговая нагрузка предприятия существенно ниже, чем у других представителей аналогичной отрасли и вида экономической деятельности;
  • в отчетности указаны большие суммы НДС для возмещения из бюджета (более 89 % от годовой базы по этому налогу);
  • имеются убытки за два года и больше;
  • расходы, связанные с реализацией продукции (услуг или работ), превышают по темпам роста доходы по этой же статье;
  • разница между фактическими показателями, определяющими право предприятия применять налоговые спецрежимы, и предельными значениями неоднократно за календарный год составляла меньше 5 %;
  • общие расходы практически равны сумме доходов за налоговый период;
  • среднемесячная зарплата хозяйствующего субъекта ниже такого же показателя для соответствующего субъекта РФ и вида экономического деятельности;
  • хозяйственная деятельность строится на цепочке договоров с посредниками и перекупщиками, не имеющей под собой объективных экономических оснований;
  • после госрегистрации у предприятия имелись неоднократные случаи перехода на учет в другие ИФНС в связи с изменением юридического адреса;
  • имелись случаи неисполнения запросов и требований налогового органа о предоставлении документов и пояснений;
  • зафиксирована значительная (более 10 %) разница по уровню рентабельности по данным статистики и бухгалтерского учета.

При этом в план проверки в первую очередь попадают те субъекты, о которых у ИФНС имеются сведения об участии в налоговых правонарушениях.

Такой подход позволил отказаться от тотального контроля налогоплательщиков и перейти к более эффективному, выборочному администрированию.

см. все статьи

Форма быстрого заказа
В сообщении укажите адрес объекта
Заказать услугу